Детонация в двигателе: причины и опасности

Водители, которым приходилось иметь дело с карбюраторными моторами, нередко говорили о непонятных постукиваниях в моторе как о “стучащих пальцах”. У этого явления, впрочем, есть более технически правильно объяснение – детонация.

Современные машины редко комплектуются карбюраторными моторами, они оснащены множеством электронных систем, что сказывается на распространенных ошибках, например, р1602 указывает на пропажу бортового напряжения. Актуальна ли на таких машинах детонация? Почему она возникает и чем грозит?

Детонация в двигателе: причины и опасности

Суть явления

Если рассмотреть в разрезе работающий цилиндр ДВС, то можно увидеть, что в нем постоянно происходит воспламенение топливовоздушной смеси. Если функционирование в норме, то пламя нарастает постепенно, давление стабильно, но могут сформироваться условия, в которых сгорание топлива происходит не с нормальной скоростью (около 50 метров в секунду), а с более высокой. От этого возрастает давление, скорость растет, достигает значений скорости звука и даже более высоких, при соответствующих температурных условиях.

Именно достижение таких больших значений приводит к появлению характерного звука. Наиболее корректное определение “детонации” – это “сжигание топлива во фронте ударной волны”. Звук в таком случае формируется при контакте стенок камеры сгорания с плотной волной давления, распространяющейся очень быстро.

Опережение зажигания

Данный метод дает максимальные результаты в борьбе с детонацией. Чем раньше происходит зажигание, тем меньше вероятность детонации. Проверить настройку можно было на ходу, на хорошо прогретом ДВС, по достижении скорости около 40 километров в час, на четвертой скорости нужно было резко надавать на педаль акселератора. В норме детонация ограничивалась несколькими стуками, в процессе разгона они пропадали полностью.

Появление детонации связано со множеством факторов:

  • Чрезмерный нагрев силовой установки;
  • Изменение внешней температуры;
  • Использование бензина низкого качества. Чем ниже октановое число, тем выше вероятность появления детонации.

На современных моторах, укомплектованных системами прямого впрыска и множеством датчиков, детонация почти не встречается. Если формируются условия, при которых она может появиться, датчик подаст соответствующий сигнал на управляющие механизмы, они скорректируют угол зажигания, чтобы подавить явление.

Детонация в двигателе: причины и опасности

Опасность явления

Детонация – довольно опасное явление. Причина в том, что двигатели просто не рассчитаны на столь большое давление, конструкция адаптирована к медленному, спокойному сгоранию топлива. Из-за детонации значительно увеличивается интенсивность износа деталей, чрезмерным нагрузкам подвергаются шатуны, поршни. Поверхность поршня может быть повреждена, причем дело здесь не только в резком увеличении температуры, но и в воздействии ударных волн, которые буквально “вырывают” небольшие металлические фрагменты.

Из-за детонации силовая установка начинает быстро нагреваться, что, опять же, чревато повреждениями цилиндров, поршней, в тяжелых ситуациях прокладка, расположенная под ГБЦ, просто сгорает.

Условия формирования

Явление возникает при:

  • Повышенной температуре мотора (на холодном двигателе ее точно не будет);
  • Заправке топливом низкого качества, с недостаточным октановым числом;
  • Высокой нагрузке и небольших оборотах.

Наиболее подвержены детонации моторы, в цилиндрах которых сформировался нагар. Впрочем, на современных ДВС с системой прямого впрыска это встречается крайне редко, в особенности, если они используются в комбинации с технологичной автоматической КПП.

Зачем автомобилю нужна лебедка?
Обзор Toyota Fortuner
Всё про FIAT Albea